Кризис в сегменте дорожно-строительной техники (ДСТ) углубляется: по итогам полугодия темпы снижения продаж усилились, а июнь стал самым провальным месяцем с начала 2025-го.
По данным «Росспецмаша» (в объединение входят заводы, выпускающие около 80% российской ДСТ), реализация техники на внутреннем рынке в январе-июне сократилась на 45,4% год к году — до 21,1 млрд руб. Темпы падения растут: если в I квартале рынок проседал на 36,6%, а за январь—май — на 41,3%, то в июне спад ускорился до –62,9% (продажи 2,7 млрд руб.) — это худший месячный результат 2025 года.
Импортный сегмент тоже в минусе, но не столь резко: в первом полугодии продажи иностранной ДСТ снизились на 25–30% год к году, оценивает Дмитрий Бабанский (SBS Consulting). Спрос на зарубежные бренды поддерживают укрепившийся рубль и отсутствие российских аналогов в ряде типоразмеров.
Проседание видно почти по всем ключевым видам машин (данные «Росспецмаша»): автокраны –54%, краны-трубоукладчики –69%, телескопические погрузчики –86%, фронтальные погрузчики –50%, автогрейдеры –50%, гусеничные бульдозеры –52%, экскаваторы-погрузчики –10%, дорожные катки –78%, мини-погрузчики –18%, экскаваторы –1%. Исключение — краны-манипуляторы: +44%.
Причины падения неизменны: «растущие издержки производства, импортная техника и высокая ставка ЦБ. Предприятия ищут возможности сохранить свои коллективы и компетенции»,— отмечают в ассоциации.
К проблемам спроса добавляется затоваривание: по оценкам «Росспецмаша», у импортеров по ряду позиций накоплены запасы, распродажа которых займёт год и более. Особенно остро ситуация в сегментах экскаваторов и фронтальных погрузчиков, где доля иностранных машин (в основном китайского производства) превышает 90%. Эффект масштаба и господдержка позволяют китайским производителям держать цены на грани рентабельности и ниже, подрывая маржу российских заводов. На стороне предложения давление усиливает и лизинг: по данным «Газпромбанк Автолизинга», совокупный сток ДСТ у российских лизингодателей в июне оценивался в 5–7 тыс. шт.
Ситуацию может усугубить «загон» импорта под индексацию утилизационного сбора: участники рынка рассказывали “Ъ”, что перед повышением с 1 января 2026 года на 15% ожидается резкий рост поставок китайской ДСТ (в пределах годового запаса) — прежде всего экскаваторов, экскаваторов-погрузчиков, бульдозеров, фронтальных погрузчиков и автокранов (см. “Ъ” от 8 августа). Итог — ещё большая перегрузка складов, риск разорения части дилеров китайской техники и дальнейшее сжатие рентабельности российских производителей, которые уже вынуждены снижать цены.
В качестве антикризисных мер «Росспецмаш» предлагает масштабно поддержать обновление парка у ключевых клиентов — строителей, добывающих компаний, коммунальщиков — через льготные кредиты, налоговые преференции и предоплату по госконтрактам. Дополнительно ассоциация настаивает на усилении контроля за техническим регулированием продукции и импортёрами. Прецеденты уже есть: в конце июля Росстандарт отказал в допуске на рынок нескольким моделям китайских грузовиков из-за нарушений обязательных требований
Эксперты добавляют к перечню драйверов спада кризис в жилищном строительстве и завершение крупных дорожных проектов. На горизонте ближайших месяцев предпосылок к развороту не видно: сочетание высокой стоимости денег, избытка техники на складах и осторожности заказчиков в жилищном и дорожном сегментах делает быстрый отскок маловероятным.