С 1 сентября у абонентов появилась возможность отказаться от массовых обзвонов, и на практике это обернулось блокировкой практически всех вызовов от юридических лиц — от банковских звонков до сервисных вызовов с кодами подтверждения.
«Сейчас нет официального определения "массового" звонка, и под запрет может попасть что угодно. Каждый оператор определяет и трактует это сам»,— говорит источник “Ъ”.
Что изменилось: запрет на МАВ и «умная» фильтрация на словах
Теперь абонент может подать оператору заявление об отказе от массовых и/или автоматизированных вызовов (МАВ). Звонки от органов власти формально не должны блокироваться.
«Массовые обзвоны часто применяют для навязывания сомнительных услуг или с мошенническими целями»,— пояснили в Минцифры, добавив: «При этом у операторов есть технические решения для "умной" фильтрации, которая позволяет блокировать звонки от юрлиц и ИП выборочно».
На практике операторы перестраховываются. «Закон не разделяет массовые звонки на типы, поэтому при получении заявки мы обязаны заблокировать все звонки, которые идентифицируются как массовые»,— говорят в «МегаФоне». В Т2 уточняют: «Мы предупреждаем клиентов, что под него могут попасть полезные звонки от банков и организаций». У МТС доступна бесплатная услуга блокировки массовых вызовов с оговоркой о риске блокировки «полезных звонков». В «Вымпелкоме» от комментариев отказались. Ранее схожая мера по SMS привела к массовым блокировкам сообщений от организаций.
Реакция бизнеса: уход в приложения
и тревога исследовательского рынка
Банки и девелоперы уже меняют сценарии коммуникации. В Т-Банке “Ъ” сообщили, что столкнулись с блокировкой всех вызовов и переводят общение в собственную IP-телефонию внутри приложений. Девелоперы признают риски срыва «обратных звонков». «Холодные звонки мы не считаем эффективным инструментом. Но для нас очень важен инструмент обратного звонка, когда клиент попросил перезвонить ему позже»,— говорит директор департамента маркетинга и рекламы ГК ФСК Александр Лебедев.
Сильнее остальных под ударом социологические опросы: «В нынешнем виде закон, безусловно, несет огромные риски всей исследовательской индустрии России. Телефонные опросы не единственный метод. Но именно они сегодня позволяют держать руку на пульсе и оперативно получать обратную связь от граждан»,— подчеркивает гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров.
Эксперты по ИБ предупреждают и о репутационных/операционных рисках: «Ключевым риском становится ухудшение клиентского опыта, что ведет к потере клиентов. Потребители будут уходить туда, где налажены альтернативные, удобные и надежные каналы связи»,— отмечает старший менеджер практики кибербезопасности «ТеДо» Антон Мерцалов. Среди рекомендаций — оперативный перевод части коммуникаций в приложения, мессенджеры, веб-чаты и push-уведомления, а также договорная маркировка служебных вызовов у операторов, как только она станет доступной.