Сегмент готовой еды остаётся одним из самых динамичных на продовольственном рынке: его доля в розничном товарообороте выросла с 3,7 % (5,8 трлн руб.) в 2024 году до ожидаемых 4,5 % в 2025-м, сообщают эксперты «INFOLine-аналитики».
По их прогнозу, к концу десятилетия рынок готовых блюд почти удвоится и достигнет 9 трлн руб., а сама доля ритейлерского направления — вырастет с 16 % до 25 % ассортимента.
Причины — ускорившийся ритм жизни и… навыки.
«Желание питаться разнообразно и вкусно сочетается с патологическим неумением большинства российских потребителей готовить» — отмечает Ардалионов.
Дополнительный спрос подхлестнул и денежный фактор:
«В последние два года у людей появилось много денег: выплаты от Министерства обороны, выросли зарплаты на заводах. Эти деньги ушли не на приобретение Mercedes, которые невозможно купить, а на продукты питания».
Сети отвечают инвестициями. X5 Group называет категорию стратегическим приоритетом: у компании две фабрики-кухни (Подмосковье и Санкт-Петербург) и 95 новых партнеров-поставщиков в 2024 году; в «Перекрёстке» запускают кафе Select со своей маркой готовой еды. «Магнит» масштабирует сервисы в «магазинах у дома», а летом 2025-го открыл формат «Заряд от Магнита» — доля готовых блюд там должна вырасти до 50% ассортимента. Ритейлер гарантирует партнёрам контрактацию до 100% объёмов и готов «через несколько лет рассмотреть выкуп» площадок, построенных под его требования; строится и первая собственная фабрика-кухня в Краснодаре. Собственные кулинарии и фуд-корты развивают также «Глобус», «О’кей», «Лента».
Конкуренция выходит на поле HoReCa (общественное питание)
«X5 сегодня конкурирует за покупателя… и с лидерами общепита и доставки. Выделиться среди игроков, чья репутация складывалась десятилетиями, действительно сложно», — признают в компании.
В «Додо Пицце» видят усиление борьбы за «долю кошелька»:
«Ритейл запускает кулинарии и корнеры уровня хорошего кафе», — говорит директор по маркетингу Иван Смелянский. Но, подчёркивает он, рестораны — это ещё и «эмоции, атмосфера, живой опыт», что сложно воспроизвести в магазинах.
У роста есть барьеры: в России почти нет отечественного пищевого оборудования, указывают эксперты.
«К тому же оно достаточно дорогое и узкоспециализированное. Оборудования, которое умеет одновременно и делать салат, и варить борщ, и готовить котлеты с картошкой, не существует. Поэтому, если вы покупаете какое-то оборудование, вы оказываетесь в какой-то степени заложником того, что оно умеет делать. А в условиях, когда рынок растет и развивается, он очень восприимчив к новинкам. Чем больше новинок, тем лучше растут отдельные подгруппы готовой еды. В этой ситуации самому себя загонять в некое прокрустово ложе опасно»,— говорит господин Ардалионов.
Зрелость сегмента упёрлась и в регуляторный вакуум. «Есть ГОСТы для кулинарии, которые по аналогии применяют к готовой еде, но объект регулирования иной. Требуется отдельная база — в том числе новые ГОСТы», — заявляла директор по пищевой безопасности X5 Group Елена Крупская.
В Роскачестве идею поддерживают (акцент — на условиях производства и системах пищевой безопасности, а не рецептуре). Ардалионов, напротив, не видит необходимости ужесточать правила: «Нормативка выстроена, вопрос — в исполнении. Условно говоря, руки нужно мыть перед началом нарезания салата».
Пока же ритейл штурмует кухню: ставка — цена, качество, «современный ассортимент» и омниканальность (единый опыт онлайн и офлайн). И, похоже, всё больше покупателей действительно «готовить не готовы».