Автоматизация финансирования нацпроектов: что меняется
Правительство утвердило постановление № 1158, которое радикально расширяет автоматизированное управление бюджетом национальных проектов.
Подписанный премьер-министром Михаилом Мишустиным 2 августа документ переводит работу проектного офиса Белого дома на новый уровень контроля и координации всех взаимосвязанных программ — от отдельных мероприятий до достижений национальных целей.
Главные нововведения
Обязательное обоснование правок. При подаче заявки на изменение показателей инициатор должен подробно рассчитать, как корректировка повлияет на все смежные национальные, федеральные и региональные проекты. Без таких расчётов запрос к бюджету не поступит.
Жёсткие сроки согласования. Изменения в госпрограммах и нацпроектах можно вносить до 10 декабря, а корректировки лимитов обязательств и объектов капвложений — до 18 декабря. Все поздние правки (в IV квартале) и те, что приводят к снижению показателей свыше 10 % за год, потребуют одобрения у президента или премьера.
Мгновенное обновление паспортов проектов. Решения и перераспределение средств сразу отражаются в информационной системе ГАС «Управление» — на дашбордах доступны актуальные данные без задержек.
Автоматическая переброска ресурсов. Освободившиеся из-за правок средства автоматически предлагаются к перенаправлению в проекты, где нужны дополнительные ресурсы, с учётом взаимного влияния программ.
Масштаб системы
Новая «версия» управления охватывает:
7 национальных целей и 82 показателя их достижения
19 национальных проектов (164 показателя)
120 федеральных проектов (479 показателей)
3 000+ региональных программ (9 500 мероприятий)
60 000+ контрольных точек
Сообщает “Ъ”
Объём финансирования нацпроектов до 2030 года оценивался в 41 трлн руб., при этом только для одного федерального проекта по улучшению инвестиционного климата ФНС координирует работу с 15 ведомствами.
Кто отвечает
За запуск новой платформы отвечает «цифровой» вице-премьер Дмитрий Григоренко, а Минфин обещает «тонко настраивать» перераспределение «в пользу инвестиций и справедливости». Предварительный опыт подобного механизма уже опробовали Минфин (система единого запроса на изменения бюджета) и Казначейство (оперативное переброс средств через резервный фонд во время пандемии).
Ожидаемый эффект
Система призвана связать «цель — деньги — результат», предотвратить несогласованные бюджетные правки и оперативно перераспределять ресурсы между проектами. Автоматизация снизит ручную бюрократию, ускорит принятие решений и позволит правительству сразу реагировать на изменения ситуации без опасности «закритических» случаев недофинансирования ключевых программ.